11 и 12 мая в нижегородском театре «Комедiя» родился ПУШКИН. ТРИПТИХ

Театр Комедия14.05.2018 в 18:40
Театральное прочтение избранных «Повестей Белкина».



Режиссеры-постановщики:
«Станционный смотритель» - Олег ТОЛОЧЕНКО (Тольятти)
«Барышня-крестьянка» - Кирилл ЛЕВШИН (Москва)
«Метель» - Антон БЕЗЪЯЗЫКОВ (Кемерово)
Художник-постановщик, художник по костюмам – лауреат премии Нижнего Новгорода Борис ШЛЯМИН
Композитор – Екатерина Жарова (Москва)

Пушкинская тема для Нижнего Новгорода – один из основных трендов: Большое Болдино под боком. А вот в театрах города (за исключением детских) пушкинские тексты практически не звучат. Театр «Комедiя» решил исправить это досадное упущение и представил на суд нижегородцев спектакль по трем из пяти «Повестей Белкина».
История этой постановки оригинальна, как и ее воплощение: год назад, в мае 2018 года, на базе театра «Комедiя» проходила режиссерская лабратория СТД РФ под руководством народного артиста РФ, художественного руководителя Александринского театра Валерия ФОКИНА. Тогда молодые режиссеры со всей России представили на суд маэстро 8 эскизов по «Повестям Белкина», и Валерий Владимирович подал идею на основе этих эскизов создать в театре «Комедiя» полноценный спектакль. Он выбрал трех режиссеров, они, в свою очередь, определились с повестями, которые хотели бы воплотить на сцене – и спектакль начал свой путь к премьере.

Необычность воплощения именно в этом – три повести, то есть три маленьких законченных спектакля в одном. Каждый из них поставлен своим режиссером, то есть обладает своим художественным языком, особым режиссерским решением. Вместе с тем объединяет их не только авторство Пушкина и принадлежность к одному циклу, но и общность сценографического решения: художник спектакля Борис Шлямин придумал объединить их местом рождения. «Повести Белкина» родились в Большом Болдино, и знаменитый Болдинский белый мостик стал тем центральным образом, вокруг которого разворачиваются события спектакля. Поверх, словно паутина истории, опутывает героев призрачная вязь пушкинских строк и рисунков. Кроме того, в спектакле зримо присутствует рассказчик – Иван Петрович Белкин. Эта роль стала для актера Игоря Михельсона практически бенефисной: из его уст мы слышим большую часть пушкинского текста. Рассказчик из него замечательный: то таинственно, то насмешливо, то сочувственно, перевоплощаясь по ходу действия в некоторых своих героев, он ведет нить повествования деликатно и бережно, потоянно присутствуя на сцене, но никогда не доминируя.
«Станционный смотритель» поставлен тольяттинским режиссером Олегом Толоченко преимущественно пластически: большая часть действия решена в виде пантомимы, и актеры рассказывают историю зрителям с помощью языка тела и танцевальных па. Трагическая история старого смотрителя предстает перед нами как притча о разных видах любви – отцовская любовь становится причиной смерти, а любовь к мужчине и стремление к личному счастью становятся сильнее дочерней любви и благодарности. Старый смотритель в исполнении Михаила Булатова еще совсем не стар, но предательство Дуни превращает его в развалину. Прелестница Дуня – Алена Щеблева – необыкновенно мила, игрива и грациозна. Ротмистра Минского актер Евгений Пыхтин играет коварным соблазнителем, не лишенным, впрочем, душевной искренности. «Станционный смотритель» очень красив, полон изящных многозначительных деталей, которые интересно рассматривать и разгадывать. Необычности решению добавляет медитативный музыкальный ряд.

11 и 12 мая в нижегородском театре «Комедiя» родился ПУШКИН. ТРИПТИХ

Совсем по-другому москвич Кирилл Левшин подошел к «Барышне-крестьянке». Легкомысленная пушкинская история получила столь же шутливое воплощение. Игровая природа существования позволяет актерам чувствовать себя совершенно свободно: устраивать розыгрыши, цитировать стихи Пушкина внутри повести Пушкина, кататься на велосипеде и всячески хулиганить. Чего стоит хотя бы перевоплощение служанки Насти (актриса Татьяна Киселева) в Григория Ивановича Муромского! А всего-то и понадобилось, что мундир да усы на палочке. Ну, и актерский талант, конечно. Впрочем, это основной режиссерский прием «Барышни»: любые превращения и даже изменения сценической ситуации происходят легко, с помощью пары деталей. Например, чтобы возникло достоверное, таинственное ощущение лесной чащи – достаточно приглушить освещение, включить птичек и затрепетать зелеными веточками. Хороши обе Лизы – и очаровательная проказница Екатерины Соколовой, и более нежная и мечтательная героиня Юлии Лыковой. Порывистый и романтичный Алексей в исполнении Руслана Строголева наверняка покорил сердце не только Лизы, но и многих зрительниц в зале.
Наконец, «Метель» в постановке кемеровского режиссера Антона Безъязыкова стала эффектным завершением сценического триптиха. Здесь есть все - и подкупающее театральное хулиганство, и яркие сценические находки и детали. Герои откровенно разыгрывают повесть, в самом начале распределяя роли, и в процессе то погружаясь в действие, то рассказывая о нем со стороны. Гаврила Гаврилович (Игорь Михельсон) и Прасковья Петровна (засл.арт. РФ Елена Ерина), Марья Гавриловна (Виктория Бычкова) и оба претендента на ее руку – Владимир Николаевич (Иван Гапонов) и Бурмин (Руслан Строголев) по ходу действия легко перевоплощаются во второстепенных персонажей.

Как вы уже догадались, постановка предполагает отнюдь не «школьное» прочтение Пушкина. Но нам почему-то думается, что и школьники рады будут увидеть такой непринужденный подход к классическому тексту, и более взрослое поколение с удивлением поймет, что наследие живо. Да и сам Александр Сергеевич наверняка бы этот спектакль одобрил! Тот еще озорник был.
А мы искренне поздравляем режиссеров, актеров, цеха и всех причастных к созданию нового спектакля, и ждем вас в зрительном зале!


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).